АССОЦИАЦИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АРХЕОЛОГИИ

ASSOCIATION
OF EXPERIMENTAL ARCHEOLOGY

Профессиональное сообщество археологов-экспериментаторов, мастеров древних технологий и представителей движения исторической реконструкции

Professional community of experimental archeologists, masters of ancient technologies and representatives of the historical reconstruction movement

Туристические

Tourist

Пламя Аркаима 2019

Arkaim Flame 2019

Площадка фестиваля развернулась за Жилищами каменного века, которые и сами по себе — яркий пример исторической реконструкции и того, как она помогает археологам восстанавливать образ жизни древних людей. Все реконструкции на фестивале были выполнены не только по археологическим источникам, но и с соблюдением древних технологий. Все это позволило включить «Пламя Аркаима» в календарь всемирной ассоциации экспериментальной археологии EXARC, что означает признание на международном уровне. Перед глазами гостей фестиваля развернулась вся многотысячелетняя история Степи — начиная от каменного века и заканчивая археологами, изучающими ее. Во время красочного исторического шоу эпохи сменяли друг друга на глазах у зрителей, а прошлое оживало под лопатой археологов.  Прогуливаясь по площадке фестиваля можно было как посмотреть на костюмы и быт древних людей, так и узнать больше о технологиях разных эпох, и даже попробовать самим сделать каменное орудие труда, попробовать свои силы в наскальной живописи, пострелять из лука, слепить горшок. Одним из самых ярких событий стал мастер-класс по изготовлению стеклянных бусин. Все желающие могли своими руками попробовать создать бусину так же, как это делали кочевники раннего железного века, и убедиться в том, что это вполне реально. На фестивале работала скифская кузница, была продемонстрирована ковка акинака и бронзового шлема. Также можно было понаблюдать за работой металлургической печи бронзового века, самим попробовать перетереть зерна каменной зернотеркой, и, конечно же, сфотографироваться в великолепной реконструкции аркаимской колесницы. А в лагере советских археологов был организован специальный детский раскоп, где самые маленькие гости фестиваля могли раскопать древнюю керамику и каменные орудия труда.  Также все желающие могли попробовать себя в таких состязаниях как метание бревна, скандбол, прыжки на щит и многие другие. Самые сильные и ловкие получили ценные призы — литые реплики украшений синташтинской культуры. Еще одним ярким моментом фестиваля стал импровизированный концерт этнической музыки от стихийно собравшейся группы из организаторов и участников фестиваля. Они играли так слаженно и красиво, что зрители долго не отпускали их, требуя продолжения.  Но рано или поздно все заканчивается, и звуки варганов и барабанов сменились лязгом мечей: наступило время показательных боев среди кочевников. В этот раз, кроме средневековых сражений, зрители могли наблюдать яркий и зрелищный бой скифов на акинаках. Но все бои закончились дружескими объятиями — ведь, как подчеркнул ведущий, фестиваль «Пламя Аркаима» — это не только возможность прикоснуться к истории, но и встретиться со старыми друзьями и найти новых. Кроме того, зрители могли наблюдать состязания лучников — с разной дистанции и на скорость, а также конкурс костюмов. Его участники не просто демонстрировали свои костюмы, но и подробно рассказывали на основании чего именно они их реконструировали, что означает каждая деталь костюма, какие материалы использовались для его создания. Все костюмы оценивало компетентное жюри, состоявшее из ученых-археологов и представителей Министерства культуры Челябинской области. Приз за лучший костюм — натуральную льняную домоткань, — получил Яков Внуков, директор организации «Институт времени» из Москвы, представлявший костюм меота — причерноморского скифа. Два других приза — меч каролингского типа за победу в турнире воинов железного века и реплику лука из Хедебю за победу в турнире лучников забрал один человек, победивший в обеих номинациях — Александр Овсянников, руководитель клуба «Ратный век» из Челябинска.  Едва только завершилась конкурсная программа, и на сцене у подножия горы Шаманки начался концерт музыканта Тюргэн Кам. Под стремительно темнеющим степным небом прозвучали голоса таких музыкальных инструментов как морин хуур, хомус, топшулуур, хэсэ и, конечно же, невероятное завораживающее горловое пение. «Ты лучший!» — кричали зрители музыканту от избытка чувств. Такой теплый прием не случаен: Тюгрэн Кам всегда желанный гость на Аркаиме, он принимал участие во многих фестивалях и выступал с концертами не один раз. Завершился фестиваль возжиганием пламени Аркаима на центральном костровище и великолепным фаер-шоу. И каждый из зрителей увез в своем сердце частичку этого пламени: яркого и живого интереса к истории. 

The festival venue has unfolded behind the Stone Age Dwellings, which themselves are a vivid example of historical reconstruction and how it helps archaeologists restore the way of life of ancient people. All reconstructions at the festival were performed not only according to archaeological sources, but also in compliance with ancient technologies. All this made it possible to include the "Flame of Arkaim" in the calendar of the world association of experimental archeology EXARC, which means international recognition. Before the eyes of the guests of the festival, the whole millennia-old history of the Steppe unfolded - from the Stone Age to archaeologists studying it. During a colorful historical show, the era replaced each other in front of the audience, and the past came to life under the shovel of archaeologists. Walking around the festival venue it was possible to look at the costumes and life of ancient people, and learn more about the technologies of different eras, and even try to make a stone tool yourself, try your hand at rock art, shoot from a bow, make a pot. One of the most striking events was a glass bead workshop. Everyone could try to create a bead with their own hands in the same way as the nomads of the early Iron Age did, and make sure that this is quite real. A Scythian smithy worked at the festival, forging of akinak and a bronze helmet was demonstrated. One could also observe the work of the Bronze Age metallurgical furnace, try to grind the grains with a stone grater, and, of course, take pictures in a magnificent reconstruction of the Arkaim chariot. And in the camp of Soviet archaeologists a special children's excavation was organized, where the smallest guests of the festival could unearth ancient ceramics and stone tools. Also, everyone could try themselves in such competitions as log throwing, scandball, jumping on the shield and many others. The most powerful and agile received valuable prizes - cast replicas of jewelry from Sintashta culture. Another highlight of the festival was an impromptu concert of ethnic music from a spontaneously gathered group of organizers and participants of the festival. They played so harmoniously and beautifully that the audience did not let them go for a long time, demanding continuation. But sooner or later, it all ends, and the sounds of barrows and drums gave way to the clang of swords: the time has come for demonstrative battles among the nomads. This time, in addition to medieval battles, spectators could watch a vivid and spectacular battle of the Scythians on akinaki. But all the fights ended in a friendly embrace - because, as the host emphasized, the “Flame of Arkaim” festival is not only an opportunity to touch history, but also to meet old friends and find new ones. In addition, spectators could watch archery competitions - from different distances and at speed, as well as a costume contest. Its participants not only demonstrated their costumes, but also told in detail on the basis of what exactly they reconstructed, what each detail of the costume means, what materials were used to create it. All costumes were evaluated by a competent jury consisting of archaeological scientists and representatives of the Ministry of Culture of the Chelyabinsk Region. The prize for the best suit - natural linen homespun fabric - was received by Yakov Vnukov, director of the Institute of Time, from Moscow, who presented the costume of meot - the Black Sea Scythian. Two other prizes - a Carolingian type sword for winning the Iron Age Warriors 'tournament and a bow replica from Hedeby for winning the archers' tournament, were taken by one person who won in both categories - Alexander Ovsyannikov, the head of the Ratny Vek club from Chelyabinsk. As soon as the competition program was completed, and on the stage at the foot of Mount Shamanka, the concert of musician Türgen Kam began. Under the rapidly darkening steppe sky, voices of such musical instruments as Morin Khuur, Khomus, Topshulur, Hese and, of course, incredible bewitching throat singing sounded. “You are the best!” - the audience shouted to the musician from an excess of feelings. Such a warm welcome is not accidental: Tyugren Kam is always a welcome guest on Arkaim, he took part in many festivals and performed with concerts more than once. The festival ended with the kindling of the flame of Arkaim at the central fire and a magnificent fire show. And each of the audience took away in his heart a piece of this flame: a bright and lively interest in history.